Традиция писать фамильные иконы берет свое начало в средневековой Руси 16 века, именно в это время в великокняжеских и знатных родах появляется мода на написание, так называемых, мерных (княжеских) и семейных икон. Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о возникновении подобной традиции. В 21 веке тенденция на некогда забытую фамильную иконопись возрождена с необыкновенной силой (в 2006 году написано 50 тысяч мерных икон). Похожий повышенный всплеск интереса наблюдался в России в дореволюционное время.
К середине 17 века Патриарх Никон сформировал концепцию по которой Москва отказывалась от политического звания «Третий Рим», выдвинутого псковским старцем — монахом Филофеем, в пользу духовного звания. Патриарх считал, что Богу неугодно сравнение православной Руси с античным центром мира, вместо этого он предложил считать Русь преемницей Святой Земли, а точнее Иерусалима. Благодаря выработанной концепции близ Москвы был воздвигнут Воскресенский Ново-Иерусалимский Ставропигиальный мужской монастырь.