Интересные факты о мерных и семейных иконах
Интересные факты о мерных и семейных иконах
Традиция писать фамильные иконы берет свое начало в средневековой Руси 16 века, именно в это время в великокняжеских и знатных родах появляется мода на написание, так называемых, мерных (княжеских) и семейных икон. Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о возникновении подобной традиции. В 21 веке тенденция на некогда забытую фамильную иконопись возрождена с необыкновенной силой (в 2006 году написано 50 тысяч мерных икон). Похожий повышенный всплеск интереса наблюдался в России в дореволюционное время.
К 21 веку благочестивая традиция обретает массовый характер и становится доступной широкому социальному кругу людей: к примеру, если раньше мерная и семейная икона считались прерогативой исключительно Рюриковичей и Романовых, то в наше время, любой православный христианин может благословить свой род святой иконой. Вот некоторые интересные факты из истории появления фамильной иконописи:
- Мерные (княжеские) иконы
Таинственное появление на Руси мерной иконы имеет определенную дату, если быть точнее - рождение на свет второго сына Ивана Грозного, царевича Ивана Ивановича. Были ли до появления царевича мерные иконы, ученые доказать пока не могут. Первая мерная икона была написана на 8 день от рождения царственного младенца. Для этого крошечного Ивана Ивановича замерили специальной мерной соломинкой, после чего цифра роста младенца легла в основу размера иконы его святого покровителя - Иоанна Лествечника. С тех пор мерные иконы всегда делались по точному размеру новорожденного, и на них изображался Святой Покровитель ребенка, над которым традиционно писалась Святая Троица. Важно было изобразить святого в полный рост. Считалось, что такая икона имеет особенную связь с человеком, для которого она создавалась. Царская семья верила, что икона будет оберегать младенца не только при жизни, но и даже после его смерти. Цари и монархи не сомневались, что высокочтимый Святой Покровитель, написанный на мерной иконе, не оставит свое чадо по издыханию и доведет его душу до престола Божия. Интересным фактом является то, что лишь 4 поколения царственных детей из Рюрико-Романовских фамилий имели свои мерные иконы. Последней стала царевна Софья Алексеевна в 1657 году. После нее по необъяснимым обстоятельствам традиция сходит на нет, и только через сто лет, при рождении Петра Великого, вновь пишется икона апостола Петра (ныне считается утерянной). Последней известной нам царской мерной иконой является образ, написанный в 1754 году для царевича Павла. После этого, в монархической семье традиция безвозвратно угасает, но в это же время, она выходит за границы исключительно царской прерогативы и становится разрешенной для многих знатных дворянских семейств того времени. Вплоть до октябрьской революции мерные иконы в больших количествах пишутся для богатых родов.
В настоящее время мы вновь переживаем пик популярности мерной иконы. Многие новоиспеченные родители и их близкие, стараются подарить рожденному ребенку уникальную фамильную ценность. Помимо изображения самого Святого Покровителя и Святой Троицы, с 19 века стало актуально вписывать по краям иконы особо почитаемых святых всей семьи.
- Семейная икона
Возникновение семейной иконы так же восходит в глубь веков (около 1600 года) и начинается со знатных и богатых российских семейств. В царских семьях подобные иконы обычно писались ко дню венчания царственных особ, например, патрональная икона царя Феодора и царицы Агафьи (1680)
, или более ранняя икона, написанная ко дню бракосочетания царя Алексия Михайловича и царицы Марии (1648).
Главный духовный посыл семейных икон в преемственности молитвы за свой род из поколения в поколение. Подобными иконами благословлялись главные события в жизни людей: венчание, знаменитые годовщины, большие церковные праздники, именины. На семейной иконе принято изображать тезоименитых святых, покровителей рода. Как правило, святые пишутся стоящими у престола Господа и Богородицы с воздетыми к Ним руками. Они молятся о спасении душ своих чад. Иногда, Спаситель с Богородицей отсутствуют на иконе, или вписываются в верхнюю(небесную)часть иконы, однако, Их невидимое присутствие всегда подразумевается. Часто посередине между Святыми Покровителями пишется Ангел Хранитель семейства, призванный защитить и уберечь каждого члена семьи. Бывают, что Святые Покровители пишутся на полях иконы, а в центре размещается самый чтимый в роду образ Царицы Небесной.
Если семейная икона пишется для свадебного дара, то на ней, как правило, изображается два святых покровителя мужа и жены. Если икона делается в дар уже состоявшейся семье, то на ней можно увидеть множество святых покровителей всей большой семьи (супруги, родители, дети и т.д.). В икону можно вписывать уже почивших родных.
В 21 веке традиция писания семейных икон получила небывалую популярность. В наше время возможность написать икону есть не только у царских семей, но и у широкого круга православных христиан. Семейная икона - это драгоценное наследство, бережно хранимое во многих семьях. Это ценная молитвенная связь поколений и лучшая защита на неспокойных жизненных путях.